- космические корабли Восток
- первые в мире пилотируемые (одноместные) космические корабли. Разработка "В." начата осенью 1958 года в ОКБ-1; Генеральный конструктор — С.П.Королев, главный конструктор пилотируемых КЛА — М.К.Тихонравов, ведущий конструкторы — К.П.Феоктистов, О.Г.Ивановский; Первый полет "В." в автоматическом режиме состоялся 5 мая 1960 года. До 25 апреля 1961 г.— 5 беспилотных полетов, из них 2 аварийных (отказ системы ориентации; нештатная работа РН). Первый пилотируемый полет на "В." 12 апреля 1961 г. выполнил космонавт Ю.А.Гагарин. До 19 июня 1963 г. на кораблях "В." осуществлено 6 пилотируемых полетов, самый длительный — до 6 суток. Позднее "В." использован как базовый при создании ПКС "Восход" и различных ИСЗ научного ("Ресурс-Ф", "Фотон") и военного назначения. Стартовая масса — 4730 кг; длина (без антенн) — 4400 мм; максимальный диаметр — 2430 мм. "В." состоит из спускаемого аппарата (СА, масса — 2460 кг; наружный диаметр — 2430 мм; диаметр герметичного корпуса — 2200 мм; объем герметичного корпуса — 5,2 куб.м; свободный объем — 1,6 куб.м; наибольшая толщина ТЗ — 180 мм, наименьшая — 30 мм.; диаметр входного, парашютного и технологического люков — 1000 мм.) и приборно-агрегатного отсека (ПАО, масса — 2270 кг; диаметр — 2430 мм; длина — 2250 мм; объем — 3 куб.м. В сферическом СА размещены: кресло космонавта, блоки систем обеспечения жизнедеятельности, терморегулирования, электропитания, ориентации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический визир "Взор", ручка управления, средства пеленгации и связи. Слева от кресла расположен парашютный контейнер (люк N2). Входной люк (N1) находится "над головой" космонавта, а технологический (N3) — "под ногами". Масса теплозащиты — 17.7% стартовой массы. На поверхности СА расположены антенны КРЛ, плата кабель-мачты, узел крепления стяжных лент. ПАО сострит из двух усеченных конусов, соединенных большими основаниями, выполненных из алюминиевого сплава; со стороны СА — вогнутое сферическое днище, с противоположной стороны — ниша под ТДУ-1; приборная рама сделана из сплава МА-2. В ПАО размещены блоки системы ориентации и управления движением, электропитания, системы "Заря", телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПАО расположены шаробаллоны (14 штук) с азотом для системы ориентации и кислородом для СОЖ, двигатели ориентации, датчики Солнца, датчики телеметрии, навесные холодные радиаторы с жалюзи. Отсеки соединяются стяжными лентами с пирозамками. Масса конструкции — 20% стартовой массы. Тормозной двигатель ТДУ-1 (масса — 396 кг (8.4% стартовой массы), топлива — 280 кг, тяга — 1600 кг) обеспечивает изменение скорости КЛА на 100-140 м/с. Система ориентации — 2 блока по 8 сопел, тягой 14,7 Н каждое, рабочее тело — азот (запас газа — 1.0% стартовой массы). В качестве источников тока используются аккумуляторные батареи; масса СЭП — 12.5% стартовой массы, бортовой кабельной сети — 8.6%. Применена автоматическая ориентация на Солнце, ручная ориентация на Землю осуществляется при помощи оптического визира "Взор"; радиосистема пеленгации и контроля параметров орбиты. Тепловой режим обеспечивается принудительной циркуляцией газа наддува (для ПАО — азот), охлаждаемого жидким теплоносителем. Оптические параметры размещенных на ПАО навесных холодильников-радиаторов регулируются жалюзи. Атмосфера в кабине по составу близка к земной (22-25% кислорода по объему), давление — 755-775 мм.рт,ст., температура 17-26 град.С.; расчетный ресурс — 10 сут; основной запас кислорода хранится в связном виде (надпероксид калия). Суточный рацион продуктов питания — 2.7 кг, в том числе 1.2 кг воды. Система связи включает УКВ ("Заря", 143.625 МГц.) и КВ (9.019 и 20.006 МГц., система передачи данных о самочувствии космонавта "Сигнал" — 19.995 МГц.) — аппаратуру для двусторонней связи с Землей, командная радиолиния и ТВ-система с двумя камерами для наблюдения за космонавтом. В СА установлен парашютный контейнер, объемом 330 куб.дм, площадь основного парашюта — 574 кв.м, высота ввода — 4000 м, скорость спуска — 10 м/с. Космонавт катапультируется и приземляется на своем парашюте площадью 83.5 кв.м (тормозной парашют — 2 кв.м., запасной — 56 кв.м), катапультное кресло оснащено 2 РДТТ, основным и вспомогательным парашютами, носимым аварийным запасом. Система приземления занимает 3.2% стартовой массы, кресло с космонавтом — 7.1%. При возникновении аварийной ситуации до отделения ГО и 1 ступени (до высоты 40000 м.) — катапультирование космонавта; далее — аварийный спуск. Рабочая орбита — 190 — 250 км, для обеспечения аварийного спуска при отказе ТДУ в течении не более чем 7 дней.
Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.